- Главная
- Курсы
- Курс в подарок "Человек и духовный мир"
- Урок 1. Биологическое и социальное в человеке
Урок 1. Биологическое и социальное в человеке
1. Человек – биосоциальное существо
Теории происхождения человека:
- религиозная;
- естественно-научная (материалистическая);
- космическая.
Человек – существо биосоциальное.
Отличия человека от животного:
- наличие мышления и членораздельной речи;
- способность к сознательной целенаправленной творческой деятельности;
- преобразование окружающей действительности в процессе деятельности, создание необходимых материальных и духовных благ и ценностей;
- изготовление орудий труда и их использование в качестве средства производства материальных благ;
- удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей.
Индивид- единичный представитель человеческого рода.
Личность – индивид, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он использует и приобретает в общественной жизни.
Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни в ходе социализации.
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее непохожесть на других людей.
2. Потребности человека, интерес
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Виды потребностей человека:
- естественные ;
- социальные ;
- духовные (идеальные).
Потребности по А. Маслоу:
- Первичные: физиологические, экзистенциальные;
- Вторичные: социальные, престижные, духовные.
Разумные потребности – потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание делать людям добро и другие.
Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Классификация интересов:
- по носителю интересов: индивидуальные, групповые, общественные;
- по содержанию: экономические, социальные, политические, духовные;
- по уровню действенности: активные (побуждают человека к действиям), пассивные (человек ограничивает себя восприятием объекта интереса);
- по направленности: непосредственные (интерес направлен на сам процесс деятельности), опосредованные (интерес направлен на результат деятельности);
- по возможности осуществления: реальные, мнимые;
- по отношению к тенденции общественного развития: прогрессивные, реакционные (сопротивление общественному прогрессу), консервативные.
3. Мышление и речь в деятельности человека
Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и пр.
Язык – определенная знаково-символическая система, в которой сохраняется и передается информация
Особенности мышления:
- социально по своей природе;
- неразрывно связано с языком;
- обобщенное отражение действительности;
- опосредованный характер;
- возникает на основе практической деятельности;
- необходимо наличие проблемной ситуации;
- личностный характер;
- включение в мыслительный процесс эмоционально-волевых сторон личности;
- мышление – сложное социально-историческое явление.
Типы мышления:
- Образное;
- Понятийное (теоретическое);
- Знаковое.
Операции (приемы) мышления:
- анализ – мысленное разложение предмета на составляющие его элементы;
- синтез – мысленное объединение отдельных элементов целого;
- сравнение – установление сходства или различия объектов;
- обобщение – переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов;
- абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания кого-то одного из них;
- моделирование – исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях.
Формы мышления:
- Понятие – мысль, фиксирующая существенные общие признаки объекта, группы, класса объектов;
- Суждение – форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей;
- Умозаключение – форма мысли, в которой на основе имеющихся суждений логически выводится новое суждение.
Методы мышления:
- Дедукция;
- Индукция.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Виды речи в зависимости от формы общения:
- устная (говорение и слушание);
- письменная (письмо и чтение).