Урок 1. Биологическое и социальное в человеке

1. Человек – биосоциальное существо

Теории происхождения человека:

  1. религиозная;
  2. естественно-научная (материалистическая);
  3. космическая.

Человек – существо биосоциальное.

Отличия человека от животного:

  1. наличие мышления и членораздельной речи;
  2. способность к сознательной целенаправленной творческой деятельности;
  3. преобразование окружающей действительности в процессе деятельности, создание необходимых материальных и духовных благ и ценностей;
  4. изготовление орудий труда и их использование в качестве средства производства материальных благ;
  5. удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей.

Индивид- единичный представитель человеческого рода.

Личность – индивид, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он использует и приобретает в общественной жизни.

Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни в ходе социализации.

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее непохожесть на других людей.

2. Потребности человека, интерес

Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

Виды потребностей человека:

  1. естественные ;
  2. социальные ;
  3. духовные (идеальные).

Потребности по А. Маслоу:

  1. Первичные: физиологические, экзистенциальные;
  2. Вторичные: социальные, престижные, духовные.

Разумные потребности – потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание делать людям добро и другие.

Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Классификация интересов:

  1. по носителю интересов: индивидуальные, групповые, общественные;
  2. по содержанию: экономические, социальные, политические, духовные;
  3. по уровню действенности: активные (побуждают человека к действиям), пассивные (человек ограничивает себя восприятием объекта интереса);
  4. по направленности: непосредственные (интерес направлен на сам процесс деятельности), опосредованные (интерес направлен на результат деятельности);
  5. по возможности осуществления: реальные, мнимые;
  6. по отношению к тенденции общественного развития: прогрессивные, реакционные (сопротивление общественному прогрессу), консервативные.

3. Мышление и речь в деятельности человека

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и пр.

Язык – определенная знаково-символическая система, в которой сохраняется и передается информация

Особенности мышления:

  1. социально по своей природе;
  2. неразрывно связано с языком;
  3. обобщенное отражение действительности;
  4. опосредованный характер;
  5. возникает на основе практической деятельности;
  6. необходимо наличие проблемной ситуации;
  7. личностный характер;
  8. включение в мыслительный процесс эмоционально-волевых сторон личности;
  9. мышление – сложное социально-историческое явление.

Типы мышления:

  1. Образное;
  2. Понятийное (теоретическое);
  3. Знаковое.

Операции (приемы) мышления:

  1. анализ – мысленное разложение предмета на составляющие его элементы;
  2. синтез – мысленное объединение отдельных элементов целого;
  3. сравнение – установление сходства или различия объектов;
  4. обобщение – переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов;
  5. абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания кого-то одного из них;
  6. моделирование – исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях.

Формы мышления:

  1. Понятие – мысль, фиксирующая существенные общие признаки объекта, группы, класса объектов;
  2. Суждение – форма мысли, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей;
  3. Умозаключение – форма мысли, в которой на основе имеющихся суждений логически выводится новое суждение.

Методы мышления:

  1. Дедукция;
  2. Индукция.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Виды речи в зависимости от формы общения:

  1. устная (говорение и слушание);
  2. письменная (письмо и чтение).

 

 

0